Loading...
Блог

Нововведения в области грузоперевозок


Краткий обзор закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации»

В ближайшем будущем на рынке грузовых автоперевозок вновь ожидаются изменения в законодательстве. В частности речь идёт о проекте федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации» разработанного в соответствии с поручением В.В. Путина (от 29 ноября 2011 г. №ВП-П9-8452).
В этой статье мы рассмотрим причины введения законопроекта, основные новшества и меры ответственности для автоперевозчиков и грузоотправителей.
Надо отметить, что законопроект учитывает опыт Европейского союза и во многих пунктах стремится приблизить нормы автоперевозок в Российской Федерации к европейским.
В первую очередь, законопроект разработан с целью формирования правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышение качества, безопасности и экологичности перевозок грузов, а также информированности граждан, грузовладельцев и заинтересованных государственных органов о деятельности грузового автомобильного транспорта в РФ.
В Статье 5 говориться о том, что владельцы грузового транспортного средства должны осуществлять работы по техническому обслуживанию и ремонту транспорта, на основании сертификата соответствия. Также владелец может заключить договор на проведение вышеуказанных работ с организацией, имеющей сертификат соответствия на выполнение услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортного средства. Сертификаты выдаются аккредитованными органами по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
В Статье 7 законопроекта установлен перечень документов, которые должен иметь при себе водитель во время движения автомобиля.
При этом разрешается допуск к управлению автомобилем иностранных граждан, имеющих водительское удостоверение, выданное уполномоченным органом государства, законодательство которого закрепляет использование русского языка в качестве официального.
В новом законопроекте предполагается создание и ведение реестров перевозчиков грузов за плату и перевозчиков грузов для собственных нужд.
Для чего это вводится? По экспертным оценкам в России свыше половины парка грузовых автомобилей, занятых на коммерческих перевозках, принадлежат физическим лицам, которые не зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, т.е. работают нелегально. Такие перевозчики не создают накоплений для развития бизнеса, не страхуют риски и неспособны возместить материальный ущерб грузовладельцам при утрате или порче груза. Кроме того, такие перевозчики демпингуют цены на рынке грузоперевозок, так как экономят на необходимых расходах, связанных с уплатой налоговых и социальных платежей.
Ведение указанных реестров возложено на Торгово-промышленные палаты РФ.
В Статьях 11 – 13 вводится требование к перевозчикам при регистрации в реестре об отсутствии у них задолженности по налогам и сборам, об обязательном страховании груза, об отсутствии у руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя непогашенной судимости, о наличии ответственного специалиста в штате, имеющего свидетельство профессиональной компетенции.
Введение обязательным условием в штат организации ответственного специалиста принято по аналогии с законодательством Евросоюза (Регламент ЕС №1071/2009 Европейского Парламента и Совета от 21 октября 2009 г). Функцией такого специалиста будет организация безопасности грузовых автоперевозок. Без наличия специалиста в штате не будет принято заявление о внесении в реестр перевозчиков за плату и в реестр перевозчиков для собственных нужд ТПП РФ.
В Статье 13 рассматриваются требования к профессиональной компетентности юридического лица, индивидуального предпринимателя. В частности, речь идёт о наличии в штате автоперевозчика не менее одного ответственного специалиста или наличием договора с таким специалистом, работающим по совместительству.
Ответственный специалист может заключить трудовой договор о работе по совместительству не более чем с одним работодателем.
Допускается совмещение физическим лицом обязанностей руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя с обязанностями ответственного специалиста.
В соответствии с положениями законопроекта (глава 4) ответственный специалист должен иметь установленный уровень квалификации, который подтверждается свидетельством профессиональной компетенции. Предусматривается, что данное свидетельство будет выдаваться учебными организациями на срок 5 лет при условии прохождения обучения по программе, установленной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и сдачи квалификационного экзамена. При этом от сдачи квалификационного экзамена освобождаются лица, которые имеют пятилетний опыт руководящей работы в организациях, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом, и прошедших тестирование своих знаний по установленной форме.
Также законопроектом установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель на основании имеющегося у них допуска к деятельности по перевозке грузов за плату вправе осуществлять деятельность по перевозке грузов для собственных нужд.
Согласно части 4 Статьи 7 устанавливается положение о том, что транспортная накладная признаётся недействительной, если сведения о перевозчике или грузовом транспортном средстве, указанные в транспортной накладной, не включены в реестр перевозчиков грузов за плату.
Также законопроектом (часть 5 Статьи 14) за заключение грузоотправителем договора с перевозчиком, не зарегистрированном в реестре перевозчиков за плату виновные лица несут административную ответственность.
Надзор за соблюдением установленным законопроектом обязательных требований возлагается на органы государственного транспортного надзора.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением глав 2 – 7, которые вступают в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования.

Оставить комментарий

* - поля, обязательные для заполнения